Что собой представляет плагиат

26.02.2015
Просмотров: 4409

Плагиат, как неправомерное и умышленное присвоение интеллектуальной собственности, известен давно. Используя, как свое собственное, чужое изобретение либо произведение и не указывая источник заимствования, плагиатор совершает умышленное уголовное деяние, попадающее под действие УК РФ.

Но часто бывает так, что доказать явный плагиат довольно сложно. Какой бы буйной не была фантазия автора, все произведения создаются на основе уже существующих - ведь все основные сюжеты придуманы и написаны еще в глубокой древности. Поэтому подражание, копирование, заимствование идеи, цитирование, использование шаблонов и влияние чьей-либо идеи плагиатом не являются. В качестве примера можно назвать некоторые произведения Шекспира и Гете, сюжеты которых были заимствованы, однако впоследствии изложены в собственной интерпретации.

Итак, давайте определимся - что же такое плагиат.
Плагиат, как уголовно наказуемое действие - это публикация чужого изобретения или произведения под своим именем, иначе говоря - незаконное присвоение авторского права.

Плагиат в искусстве

Плагиат в живописи - явление хорошо известное, однако изобрести что-то новое в области искусства практически невозможно, поэтому существует такое явление, как неосознанный плагиат, или влияние. Создавая собственное произведение, человек уверен, что творит согласно своей идее, хотя на самом деле находится под влиянием произведения, с которым когда-то уже встречался. Яркими примерами влияния является сравнение полотен Мане «Расстрел императора Максимилиана» и «Расстрел 3 мая» Гойи, либо картин «Полуденный отдых» Милле и «Полуденный отдых от работы» Ван Гога.

Плагиат в музыке распознаваем проще всего, но доказать собственное авторство часто просто невозможно. Споры об авторских правах в музыке шли всегда, однако в наши дни количество выигранных дел, с помощью которых удалось доказать авторство музыкальных произведений, исчисляется единицами. Мнения юристов по поводу прав на музыкальные произведения расходятся, однако многие считают, что авторским произведениям все же необходима правовая защита. Тем не менее, мелодии летают в воздухе, ежедневно заводятся новые судебные дела по установлению авторских прав, и даже великий Моцарт признавался в том, что никогда не стремился создать что-либо оригинальное.

Плагиат в литературе - проблема давняя, широко распространенная, и формы ее бесконечно разнообразны. На сегодняшний день не существует определенного ответа, что следует отнести к плагиату в литературе. Тем не менее, претензии со стороны авторов множества произведении, в том числе и юридические, предъявляются постоянно. Обвинения в литературном воровстве не раз высказывались таким известным авторам, как Эмиль Золя, Джоан Роулинг, Дэн Браун, Михаил Шолохов, Сергей Лукьяненко, Дарья Донцова, хотя, по мнению автора «Ночного дозора», литературный плагиат вполне объясним стимулированием читательского спроса. В научно-популярной литературе так же, как и в художественной, присутствуют случаи плагиата, но доказать авторское право здесь еще сложнее.

Плагиат в бизнесе

Плагиат в бизнесе широко распространен и вполне объясним. В современном мире готовые идеи летают в воздухе, и использовать их куда проще, чем придумывать собственные. На примере крупных финансовых деятелей легко убедиться в том, что лучший способ разбогатеть предоставляет хорошая чужая идея, использованная с максимальной отдачей. Одним из ярких примеров применения чужой идеи, приносящей неплохие деньги, являются многочисленные социальные сети - обвинение в плагиате предъявлялось в свое время даже создателю Фейсбука, Марку Цукербергу.

Оглянитесь вокруг - многочисленные закусочные, автозаправки, супермаркеты - все это примеры удачного использования чужих идей, и даже технический прогресс сплошь состоит из плагиата. Бесконечное копирование моделей телефонов ноутбуков, стиральных машин и автомобилей является причиной патентных разногласий между крупнейшими компаниями-производителями, однако на деле оказывается, что гораздо выгоднее заплатить штраф за плагиат чужой разработки, чем внедрять новые идеи, которые всегда являются предметом серьезных рисков.

Плагиат в образовании

Плагиат в образовании - серьезная проблема современности, которая, благодаря развитию интернета, превратилась в массовую. Работы учащихся, которые предположительно должны быть предметом их собственного творчества, чаще всего скомпилированы из других работ, размещенных в сети, или попросту скачаны оттуда. При этом страдает не только этическая сторона вопроса, но, в первую очередь, теряет всякий смысл цель процесса обучения.

Представляя на суд преподавателя скачанную работу, студент не прикладывает к ее написанию никаких собственных усилий, а значит, не приобретает или не закрепляет новые знания. В свою очередь, преподаватель не может реально оценить степень подготовленности студента. Разумеется, проще всего объяснить скачивание реферата отсутствием свободного времени, однако это никак не меняет дело, тем более, что теперь интернет предоставляет преподавателям сервисы, с помощью которых легко сканируется любая работа и выявляется ее авторство.

Практика показала, насколько опасен плагиат в образовании, начинающийся со школьной скамьи. На Западе этому уделяется должное внимание - так, школьника, пользующегося материалами из интернета без ссылок, могут лишить права сдавать экзамен. На сегодняшний день в России большая часть учебных работ школьников является результатом явного плагиата. Возможно, корни этого явления кроются в самой организации учебного процесса, когда неспособные к творчеству педагоги точно так же пользуются материалами, опубликованными в интернете. Количество презентаций, скопированных недобросовестными преподавателями и представленными как собственные, растет с каждым днем, и это является своего рода негативным примером для учеников, которые пронесут привычку к плагиату через школьные годы далее, в вузы.

Тем не менее, проблема школьного плагиата остается на сегодняшний день весьма актуальной. Школьники не озадачивают себя проблемой написания доклада собственными силами - бесплатные сервисы в интернете предоставляют для этого все возможности. Самое печальное, что современные технические возможности позволяют смошенничать даже на Олимпиадах, призванных выявить подлинные знания детей, и это отчасти понятно - победы на Олимпиадах дают надежду на получение льготного места в институте и перспективное будущее.

О плагиате в высшем образовании сказано много. Практика курсовых и дипломных работ, являющаяся определенным критерием уровня знаний, выраженных в письменно- аналитической форме, теряет всякий смысл, когда эти работы полностью или фрагментарно скачаны с уже готовых. Развитию плагиата в студенческой среде способствует равнодушие к этой проблеме руководства вузов, которое фактически не борется с подобной формой создания учебных работ. Новоиспеченный выпускник вуза, который защитил скомпилированную дипломную работу, сдавая предварительно в течение пяти лет скачанные рефераты и курсовые, никогда не станет ценным специалистом. То же можно сказать, к сожалению, и о многих кандидатских и докторских диссертациях, за которые диссертанты получили липовую степень.

Плагиат и мировая сеть

Плагиат существовал с давних пор - споры об авторском праве на интеллектуальную собственность шли с времен средневековья, однако с развитием мировой сети явление плагиата получило невероятно широкое распространение. Пожалуй, это одна негативных сторон интернета, без которого современная жизнь представляется немыслимой. Необъятные информационные ресурсы, безупречная работа поисковых систем, быстрота и легкость нахождения информации по запросу способствуют деятельности плагиаторов, не утруждающих себя изнурительной работой над созданием нового материала. Кроме того, невиданный объем информации в сети позволяет таким «авторам» спокойно размещать украденные публикации в качестве собственных - ведь без использования специальных сервисов доказать их авторство практически невозможно.

И все же - так ли плох плагиат, проникший во все сферы человеческой деятельности? Стоит обратить внимание на то, что около 80% всех важнейших изобретений подсказала ученым живая природа - это плагиат. Переработка и применение древних, давно забытых знаний и навыков - и это плагиат. Преемственность опыта и гениальных идей - это тоже плагиат. Важно только, чтобы применяющий человек уже придуманное или изобретенное кем-то ранее, не ставил под ним свою подпись.

Проверить текст на уникальность

Анализируем
текст
Ищем в Интернете похожие тексты
Сравниваем выбранные тексты с исходным

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.